Тема франчайзинга сегодня актуальна как никогда: рынок растущий, хайповый, с большим количеством ложной информации и мошенничества. Многие предприниматели любят фразу «кризис — время возможностей», вот и ищут любые возможности и находят их в такой форме развития, как франчайзинг.
Но как ни странно, многие до сих пор не понимают, что же это такое, и в чем отличие франчайзинга от других форм масштабирования бизнеса — собственной розницы, филиалов, партнерства и прочего.
Удивительный факт: при общей низкой осведомленности огромное количество предпринимателей решили, что это золотая жила, и ринулись в этот бизнес. Количество новых франчайзинговых предложений и скорость, с которой они появляются, обескураживает.
Проводятся всевозможные мероприятия, выпускаются аналитические обзоры и рейтинги, в которых участвует какое-то невероятное количество франшиз — 1000, 2000, 3000... При этом в странах, где франчайзинг зарождался еще в 60-е гг прошлого столетия, наблюдается примерно такой же порядок предложений. Единственное отличие — все франшизы следуют строгим процедурам и обеспечено юридически-правовое регулирование.
Как появляются новые франшизы? Чаще других звучит такой ответ, как «упаковщики». «Упаковка франшизы» — этот термин очень любят компании-упаковщики, этакие инфоцыгане на российских бизнес-просторах. Появляются с песнями, плясками и медведями (якобы успешными кейсами предыдущих проектов), исчезают незаметно, и вы остаетесь в дураках, с пустыми карманами и без коня (бизнеса).
Но о терминах, упаковке и правовом регулировании сферы поговорим серьезно в следующий раз. Сегодня хочется в легкой и шутливой форме вредных советов дать инструкцию «как быстро и с гарантией развалить франчайзинговый бизнес». Иногда такая форма более понятна, чем сотни научных статей. Все совпадения, конечно же, случайны.