Top.Mail.Ru

Как правильно рассчитывать себестоимость и управлять меню

Cоветы бухгалтера-калькулятора
Когда вы открываете свою точку общепита, пусть даже совсем небольшую, при планировании меню важно не только создать рецепты вкусных блюд и напитков, но и грамотно подойти к расчету их себестоимости.

Мы вместе с Анной Киселевой, основательницей сообщества бухгалтеров-калькуляторов России, собрали основные рекомендации по работе с себестоимостью и рассказали, как избежать распространенных ошибок.
Как правильно рассчитывать себестоимость блюд и напитков?
Правильный расчет себестоимости — это залог прибыльного бизнеса. На первый взгляд кажется, что все очевидно: посчитал стоимость продуктов — и готово. Однако, как показывает практика, важно учитывать нюансы.

Важные компоненты себестоимости:

1. Правильный учет ингредиентов — для каждого блюда важно точно знать, сколько продуктов требуется. Например, если бариста не взвешивает молоко и случайно наливает в кофе на 50 мл больше молока, чем положено, это увеличит себестоимость на 5-10 рублей с каждого напитка, а значит, вы потеряете прибыль.

2. Не забывайте про упаковку (особенно если у вас есть доставка или еда на вынос). Одна из самых частых ошибок — не учитывать ее при расчете себестоимости блюд и напитков.
В кафе, которые работают на доставку, или, например, в кофейнях to-go, упаковка часто может стоить даже дороже, чем сырье, и это очень важный момент для маленьких заведений.
Анна Киселева
Частые ошибки при расчете себестоимости
1. Неправильное оприходование товара — ошибки в расчетах, когда цена или количество товара вводятся неверно (например, вместо 1 коробки молока вы вносите 1 литр). Это может кардинально изменить картину и выведет вас на неверный расчет.

2. Неправильная закладка продуктов в технологической карте — например, в рецепте указано 100 г масла, а на практике сотрудники кладут 150 г. Все тот же неверный расчет и потерянная прибыль.

3. Ошибки при учете процента обработки — не учитывается, сколько ингредиентов теряется при жарке, варке или запекании. Например, бекон при жарке теряет до 35% веса, и если вы не учли эту потерю, то себестоимость блюда будет занижена.
Как составить прибыльное меню?
Когда вы формируете меню, важно не только выбирать вкусные и оригинальные блюда, которые нравятся вам, но и учитывать их рентабельность. Это еще на старте поможет избежать невыгодных позиций и увеличить общую прибыль.

Принципы формирования прибыльного меню:

1. Концепция заведения — если у вас маленькая кофейня у университета, не стоит в меню включать дорогие десерты с экзотическими ингредиентами, излишне дорогие блюда могут просто не продаться. И также спешелти-кофейня, специализирующаяся на кислотных сортах кофе, вряд ли будет востребована где-то у бизнес-центра на окраине города.

2. Месторасположение — и снова вспоминаем, кто они — ваши гости? Если точка находится в деловом центре, можно предложить более дорогие блюда, в то время как в районе с высокой проходимостью студентов или простых работников стоит учитывать их бюджет.

3. Сезонность — некоторые продукты доступны только в определенное время года, и это нужно учитывать в меню. Так, например, кофейня может увеличить выручку, разнообразив меню лимонадами из ягод летом, а в холодный сезон — облепиховым чаем и десертами с пряностями.
Меню должно соответствовать концепции. Например, кофейня, которая ориентирована на студентов, не может позволить себе десерты за 500 рублей. Эти блюда просто не будут востребованы.
Анна Киселева
Как анализировать прибыльность блюд?
На старте работы обратите внимание на два основных отчета:

1. Марочный отчет помогает отслеживать, сколько вы потратили на ингредиенты и сколько заработали. Этот отчет покажет «грязную» наценку — прибыль от каждого блюда без учета аренды и других расходов.

2. ABC-анализ — поможет увидеть, какие блюда приносят основную прибыль, а какие не окупаются.

Пропорция прибыльности блюд

  • 80%
    ПРИБЫЛИ
    приносят 20% блюд
  • 15%
    ПРИБЫЛИ
    приносят 60% блюд
  • 5%
    ПРИБЫЛИ
    приносят 20% блюд
Если вы знакомы с законом Парето, то знаете, что 20% усилий дают 80% результата. Этот анализ показывает, какие блюда приносят вам 80% прибыли. С его помощью увидите, какие позиции можно убрать из меню, а какие стоит развивать и дорабатывать.
Анна Киселева
Как уменьшить потери на складе?
Ошибки в учете запасов продуктов могут сильно сказаться на вашей прибыли. Продукты, которые долго хранятся на складе, теряют свою ценность, а неиспользуемые ингредиенты просто занимают место в холодильниках.

Как снизить потери:

1. Проводите регулярные инвентаризации — проверяйте, какие продукты уже не используются в меню, и избавляйтесь от них.

2. Контролируйте запасы — используйте систему учета для отслеживания всех продуктов на складе и сроков годности, такой подход избавляет от забытых товаров и лишних списаний. Например, iikoMini 😉
Однажды у клиента мы нашли замороженную рыбу, которая больше двух лет лежала на складе, занимала очень много места и даже не числились в остатках. Это, конечно, не очень хороший пример, но наглядно показывает, как важно регулярно проверять свои запасы.
Анна Киселева
Больше полезных материалов для владельцев небольших заведений общепита читайте в Telegram-канале iikoMini